Меню Закрыть

В 2016 году может состояться слияние российской и европейской систем аккредитации

Еще до вступления России в ВТО, до создания Федеральной службы по аккредитации, вопрос об обеспечении взаимного признания российской и зарубежных систем аккредитации обозначался как один из приоритетных. Проект «Сближение систем аккредитации России и Евросоюза» был запущен в 2012 году при поддержке Европейского союза. Окончание проекта было запланировано в декабре 2015 года, однако сейчас сроки проекта сдвинулись. Переговоры об интеграции систем аккредитации, согласно плану Росаккредитации, утвержденному правительством, должны начаться в октябре 2016 года.

Вопрос об интеграции российской и европейской систем аккредитации поднимался в связи с необходимость гармонизации российских стандартов и требований других стран к производимой продукции. Частью этой гармонизации стало создание системы Евразийского экономического союза, действующей в рамках Таможенного союза, и стандартизирующей требования к продукции на территории Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и России. Следующими этапом, предположительно, должна стать интеграция российской системы аккредитации с Международной организацией по аккредитации лабораторий (ILAC) и Международным форумом по аккредитации (IAF).

В среднесрочной перспективе, перед Росаккредитацией поставлено несколько задач, каждая из которых, в той или иной степени, связана с необходимостью интеграции российской и международных систем аккредитации.

Обеспечение международного признания

Здесь главной задачей является взаимное признание результатов подтверждения соответствия со странами – торговыми партнерами. Несмотря на введение санкций со стороны Евросоюза, работы по гармонизации систем аккредитации не приостанавливались, так как обе стороны предполагают, что санкции носят временный характер, и, по ряду признаков, можно ожидать их смягчения или отмены летом 2016 года. «Мне кажется, не хочу повторяться, то, что было сказано несколько месяцев назад при встрече с Еврокомиссией, в продолжении проекта, как мне кажется, заинтересованы и Европейский Союз и Российская Федерация в полном объеме», — сказал на открытии 5-го Координационного комитета в рамках проекта «Сближение систем аккредитации ЕС и России» руководитель Росаккредитации Савва Шипов.

Предполагается, что после присоединения к ILAC и IAF, сертификаты, выданные в России, будут признаны действительными в за рубежом. То же самое верно и в обратном направлении – стандартизация систем аккредитации существенно снизит издержки производителей, так как после этого для доступа на рынок Евросоюза (или России) достаточно будет наличия сертификата соответствия, выданного в стране-производителе, без необходимости получения сертификата национальной системы сертификации.

Устранение недобросовестных игроков рынка

В феврале прошлого года, на заседании правительства России было отмечено, что 80% сертификатов выдает 4,5% органов по сертификации. Тогда министр экономического развития Алексей Улюкаев сказал: «Необходимы окончательная очистка рынка от недобросовестно аккредитованных лиц, привлечение туда качественного бизнеса, готового инвестировать в лаборатории, в лабораторное оборудование, в осуществление тех процессов, которые выявляют все параметры, связанные с качеством и безопасностью продукции».

Дело в том, что в момент создания Росаккредитации многие органы по сертификации и испытательные лаборатории получили аттестаты аккредитации по старым критериям. Эти критерии не соответствовали действующим требованиям, и имело смысл провести переаттестацию органов по сертификации и испытательных лабораторий.

На заседании упомянутого Координационного комитета, Савва Шипов говорил о процедуре продления аккредитации – часть организаций должна была пройти ее до 1 июля 2015 года, часть должна пройти до 1 июля 2016 года, — и 1245 организаций не смогли подтвердить свою компетентность. Они в принципе отказались проходить эту процедуру, понимая, что не смогут соответствовать предъявляемых к органам по сертификации и испытательным лабораториям требованиям. «Многие организации просто сочли для себя невозможным или нецелесообразным приведение своих организаций в соответствие с новыми требованиями. Поэтому аккредитация около 1200 организаций была прекращена, поскольку они отказались от прохождения процедуры подтверждения компетентности», — сказал Шипов.

На тот момент это было более 10% рынка.

Но это не все. Руководитель экспертной группы проекта по интеграции российской системы аккредитации со стороны Евросоюза, Норберт Берштольц, еще в 2010 году отмечал, что в России а) избыточное количество органов по сертификации б) более 30% рынка сертфикации составляют субподрядные работы. То есть, аккредитованные органы по сертификации, не имея соответствующей квалификации, передавали полученные ими заказы в действительно компетентные органы по сертификации. Очевидно, что такое положение дел ведет только к увеличению издержек производителей и поставщиков, и, при этом, снижает общее качество российских органов по сертификации.

Собственно, последние меры Росаккредитации по санации некачественных органов и лабораторий направлены именно на снижение издержек потребителей услуг органов по сертификации и испытательных лабораторий, и их нельзя не приветствовать.

Окончание формирования ФГИС

Федеральная государственная информационная система в области аккредитации – ФГИС, — система, в которой зарегистрированы почти все участники единой национальной системе (доступ к ней можно получить на сайте Росаккредитации). К настоящему моменту к ФГИС подключено большинство заслуживающих доверие органов по сертификации и испытательных лабораторий, включая их экспертов. Любой желающий может проверить выданные тем или иным органом по сертификации документы – и, таким образом, составить мнение об органе в целом, или о конкретном, работающем в нем, эксперте.

Кроме того, ФГИС может использоваться для идентификации недобросовестных организаций. Предполагается, что к середине 2016 года формирование ФГИС будет завершено.

Совершенствование законодательства

Санация органов по сертификации и испытательных лабораторий должна привести к сокращению их количества с одновременным повышением авторитета каждой из организаций. В конечном итоге это приведет к совершенствованию российской системы аккредитации, но для этого Росаккредитация предполагает ввести ряд изменений в действующее законодательство, в частности, в закон «О техническом регулировании», а также в ряд смежных законодательных актов.

Планируемые меры должны полностью регламентировать систему добровольной сертификации, что, в целом, будет работать на совершенствование национальной системы стандартизации. Повышение авторитета российской системы аккредитации, в свою очередь, создаст условия для признания отечественной системы как равноценной европейской.

Добавить комментарий

Top